Информер
Большая оранжерея

Она расположена в Нижнем парке дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Оранжерея предназначалась для выращивания экзотических цветов, хранения в зимний период заморских растений, расставлявшиеся в летнее время в горшках и кадках для украшения гротов, дворцов, партеров, фонтанных бассейнов.

oranzhereya

Автором проекта этого сооружения был Н. Микетти. Его реализацией руководили И. Браунштейн и М. Земцов. Строительство оранжереи начали весной 1722 г., продолжили до конца 1725 г., когда крышу павильона покрыли листовым железом, доставленным с уральских демидовских заводов.

Здание в плане – полуциркульное. Его внешний облик не говорит о его практическом назначении. По своему размеру и декору Большая оранжерея ничем не уступала приморским петровским дворцам, по обрамлению фасада выделялась из них. Здание имеет характерное деление: немного завышенное в центре, связывается  крыльями галерей с павильонами, заканчивающими их, которые называются люстгаузами.

Южная фасадная стена павильона прорезана сплошным рядом полуциркульных окон, отделяемых друг от друга гладкими дорическими пилястрами. 2-ой этаж центра украшен пилястрами композитного ордера. Боковые фасады декорированы нишами. На балюстрадах, которые окаймляют всю крышу, стоят большие вазы. Фигурные наличники на мансардных окнах декорированы вазами с другим типом. Северный фасад характеризуется отсутствием окон. Его стена отделана рустованными лопатками. В середине сада находится скульптурная группа «Тритон, который разрывает пасть чудовищу морскому».

На туфовом постаменте в центре бассейна стоит скульптура Тритона, который мускулистыми руками с силой разрывает пасть морского чудища. Из неё вырывается водная струя высотой 8 м. Так в простой, но динамичной форме в 1726 г. скульптор Бартоломео Растрелли аллегорически изобразил морскую победу России над Швецией. Первоначальный проект этого фонтана создал архитектор Т. Усов. Его восстановлением после ВОВ в 1956 г. занимался А. Гуржий, используя чертежи и рисунки XVIII столетия. В 1769–1770 г.г.

Большая оранжерея была расширена по проекту Яковлева. По её южной стороне пристроили боковые крылья с застекленными стенами. Ещё в 1722 г. в одной композиции с Большой Оранжереей хотели возвести полуциркульное каменное здание – погреб для содержания цветочных клубней. Осенью 1725 г. сооружение погреба закончили. По внешнему виду он походил на садовый грот. В 1728–1729 г.г. его фасад отделали туфом, кровлю декорировали с помощью балюстрады. Погреб существовал до 1814 г., потом он обвалился по старости, его разобрали.

Нишу на месте погреба засыпали, застлали дерном. В XIX веке после возведения новых оранжерей из камня в Английском парке туда стали перевозить оранжереи и теплицы из Нижнего парка. В Большой оранжерее остались только «заморские разные фигурные деревья, цветные кусты». Во время ВОВ Большую оранжерею уничтожили. В 1954 г., опираясь на чертежи XVIII века, её воссоздал архитектор В. М. Савков. Вазы восстановил А.Ф. Гуржием, используя рисунки А.И. Алымова.

Опубликовано Февраль 15th, 2014

Комментарии:

Комментирование закрыто.